Почему инвест-идеи часто приводят их к потерям денег?
На призовые на крупных соревнованиях в любом виде спорта жить сложно — доход нерегулярный. Титулованные спортсмены больше зарабатывают рекламными контрактами, однако они обычно завершаются после окончания карьеры. И возникает вопрос — что дальше.
Многие спортсмены смотрят в сторону инвестиций, но не всегда им удается вложить деньги выгодно. Почему так происходит и что с этим делать, — рассказывает эксперт инвестиционной платформы коммерческой недвижимости SimpleEstate.
Личные бизнес-проекты
Собственный бизнес можно считать инвестициями, только не пассивными. Это распространенный вариант заработка у спортсменов, но чаще у тех, чьи имена на слуху. Медийному лицу проще строить маркетинговую компанию, и уже на старте есть понимание, что точно будет потребитель — преданные поклонники. А за ними подтянутся и остальные, если повезет.
Направления бизнеса спортсмены выбирают, руководствуясь разными соображениями. Кто-то исполняет давнюю мечту, не связанную со спортом. Хоккеист Игорь Ларионов еще в конце 90-х с партнером, Майком Дэвисом, открыл компанию IL Triple Overtime Wine Company и стал выпускать вина. Размеры инвестиций неизвестны, но по словам самого Ларионова, проект появился не прибыли ради, а из интереса к виноделию. Вина Ларионова продает крупнейший импортер премиального алкоголя в России — Simple.
Таким же давним интересом руководствовался футболист Вячеслав Малафеев, открывая агентство недвижимости «М-16». Как он рассказывал в интервью, это было хобби, которое стало бизнесом. Малафеев часто снимал и покупал квартиры и частные дома, постепенно погружался в рынок, обрастал связями. И когда встал вопрос, как зарабатывать после футбола, выбор оказался очевиден. Компания появилась в 2014 году, а в 2017 году вошла в лидеры рынка в Санкт-Петербурге. В роли бизнесмена Малафеев успешен, выручка и активы агентства в 2021 году упали, но оно на плаву и активно развивается.
Теннисистка Мария Шарапова хотела что-то необычное — не линию одежды, как у многих спортсменов. Поэтому в 2012 году запустила бренд жевательных конфет Sugarpova. В компанию Шарапова вложила $500 000, доход от продаж в 2020 году составил $20 млн. Инвестиция получилась успешная.
Очень популярное направление не только у спортсменов, но в целом у медийных людей — общепит: бары и рестораны. Ниша выглядит понятной, простой, порог входа в нее невысокий. Но впечатление обманчивое, поэтому инвестиция не всегда получается удачная. Фигурист Антон Сихарулидзе в начале нулевых открыл в Санкт-Петербурге ресторан, бар и паб «Сфинкс». Инвестировал в бизнес $2,5 млн, но проект рухнул и в 2010 году закрылся.
В более серьезный бизнес спортсмены тоже вкладываются: футболист Александр Кержаков в 2011 году инвестировал в нефтеперерабатывающий завод 300 млн рублей. Но проект заморозили из-за уголовного дела — гендиректора компании-подрядчика уличили в махинациях и посадили. Спустя 1,5 года Кержакову удалось взыскать с мошенника только 222 млн рублей.
Финансирование стартапов
Бизнесом нужно заниматься, поэтому такой способ вложить деньги и получать прибыль подходит не всем. Некоторые спортсмены выбирают инвестировать в чужие проекты за долю в компании.
В России самый известный пример — хоккеист Александр Овечкин, вложивший деньги в сеть пиццерий Papa John’s. В 2017 году он был лицом компании, а в 2018 году уже участвовал в раунде на $10 млн вместе с фондом Global Restaurant Management. Сколько конкретно инвестировал Овечкин — неизвестно, какую долю получил — тоже.
Но бывают и печальные истории: хоккеист Евгений Малкин в 2016 году заинтересовался стартапом Mark.space, который разрабатывал мета-вселенную на блокчейне. Малкин поверил в идею и основателей и за два года принес им $4 млн. В 2019 году оказалось, что за проектом стояли мошенники. Инвестиции к Малкину не вернулись.
За рубежом спортсмены активно вкладываются в технологические стартапы и тоже не всегда удачно. Футболист Дэвид Бэкхем в 2015 году инвестировал 1 млн фунтов стерлингов в британскую соцсеть для стримеров MyEye. Правда проект уже не существует, и окупились ли вложения Бэкхема — неясно.
Более успешными были инвестиции баскетболиста Майкла Джордана. В 2018 году он вложил деньги в aXiomatic: материнскую компанию киберспортивной команды Team Liquid, победившую на турнире по Dota 2. А aXiomatic оказалась в тройке самых дорогих киберспортивных компаний 2018 года. Вместе с семейным офисом Declaration Capital Джордан инвестировал $26 млн. А в 2021 году Джордан вложил деньги в WatchBox — стартап, производящий элитные часы. После его инвестиции рыночная капитализация проекта выросла и практически достигла $1 млрд. WatchBox готовится к IPO.
Некоторые спортсмены заходят дальше и организуют собственные венчурные фонды для работа со стартапами. Так поступил баскетболист Кармело Энтони в 2014 году, основав M7 Tech Partners вместе со Стюартом Голдфарбом, вице-президентом NBC. Фонд ориентирован на проекты в области цифровых медиа. Энтони глубоко погрузился в венчур и даже стал наставником программы акселератора NYC Techstars. За 8 лет M7 Tech Partners проинвестировал 26 стартапов, из них 11 совершили экзиты — стали торговаться на бирже или были проданы.
Фондовые рынки: акции и облигации
Инвестиции в акции и облигации — простой и понятный вариант получить пассивный доход. Например, хоккеист Александр Овечкин в интервью Forbes в 2016 году рассказывал, что около 20% заработанных денег регулярно вкладывает в облигации американских компаний. Выбор связан с тем, что сам Овечкин тогда находился в США, как и его финансист Игорь Ленда. Процент дохода и конкретные облигации неизвестны, как и то, поменялось ли что-то в стратегии Овечкина за 6 лет.
Но если он инвестировал исключительно с помощью финансиста, которому всецело доверял, то футболист Константин Еременко действовал самостоятельно. Он вкладывал деньги в акции 5-6 металлургических заводов и предприятий сельхозобработки, потому что отлично разбирался в металлургии из-за профильного образования. Хотя без финансовых знаний и опыта даже это далеко не залог успеха.
Особенности «спортивных» инвестиций и что с ними не так
Спортсмены при инвестировании совершают примерно те же ошибки что и обычные люди. Во-первых, не разбираются в вопросе глубоко. Единицы, прежде чем вложить деньги, долго и старательно вникают в инвестирование в целом — изучают книги, проходят образовательные курсы и так далее. Это касается и вложений в бизнес, особенно в кажущиеся понятными ниши вроде общепита. Все выглядит просто, но ресторан — не самый прибыльный вариант, особенно если им не заниматься профессионально. А это возможно, только если оставить соревновательную карьеру.
Во-вторых, выбирают ненадежных бизнес-партнеров или организации для инвестиций, ведутся на заведомо невыполнимые обещания доходности. Причем проблемой в равной степени будет и попасть в руки мошенников, и дать деньги человеку, который затеял не прибыльный проект. Так $60 млн потерял хоккеист Сергей Федоров, доверившийся давнему товарищу — тот пообещал высокие дивиденды, но высоким вышел лишь уровень мошенничества.
В-третьих, инвестируют спортсмены, не опираясь на цифры, а руководствуясь личными предпочтениями, а то и интуицией. Например, кому-то нравится Илон Маск, в голове есть понимание, что Tesla — это будущее. Значит, надо инвестировать. А то, что Tesla стоит дороже всех автомобильных компаний в мире вместе взятых, но выручка, прибыль и количество произведенных автомобилей у нее в десятки раз ниже, спортсмена не смущает совершенно.
Или другая частая ошибка при инвестировании в стартапы — оценивать только идею. Причем смотреть не на реальную прибыльность, востребованность и другие важные с позиции бизнеса качества, а на «нравится или нет». Профессиональный венчурный инвестор всегда проверит насколько жизнеспособна идея, какие уже есть результаты, есть ли вообще MVP, какая юнит экономика у бизнес модели, есть ли успешные примеры в других странах и так далее. Но чтобы в этом разбираться, в инвестирование нужно погружаться с головой. То есть по такому пути стоит идти уже после завершения соревновательной карьеры.
Другие нюансы в инвестировании в стартапы: оценка стартапа, по которой вкладывал деньги спортсмен, может быть в 10 раз выше рыночной, потому что он просто не знает, какая она должна быть и что такое рыночная оценка как критерий. Даже самый лучший проект в мире рискует стать ужасной инвестицией, если куплен по завышенной цене.
Или права инвестора сильно отличаются от стандартных в худшую сторону, при подписании договора сделки он может забыть указать обязательные защитные механизмы — например, anti dilution protection. Это гарантия против размывания капитала. То есть, чтобы завтра компания внезапно не выпустила дополнительные акции по околонулевой цене и эти акции не купили остальные акционеры за бесценок. При таком сценарии доля инвестора превратится в 0,01% из-за увеличения количества акций и он потеряет деньги.
Рекомендации спортсменам
Вероятность успешного инвестирования у спортсмена отчасти зависит и от того, когда он этим занялся и в какой форме. То есть, если он продолжает активную соревновательную карьеру, уделять много внимания инвестициям не получится. Особенно сидеть и старательно разбираться в бизнес-показателях компаний, драйверах роста, рисках, динамике рынка и многом другом. Причем, чтобы выбрать 1 торгующуюся на бирже компанию, придется детально изучить 20-30. В таком случае логичнее работать совместно с управляющей компанией, которая будет подбирать готовые или индивидуальные предложения и контролировать весь процесс.
Если время позволяет полноценно переключаться со спорта на инвестирование, всем можно заниматься самостоятельно. Например, регулярно каждый месяц покупать облигации — это отнимает всего 1,5-2 часа в неделю.
Чтобы успешно инвестировать в стартапы, времени нужно намного больше: здесь придется разбираться во всем досконально. Лучше найти помощника — человека, который уже как рыба в воде в стартап-системе, венчуре. Или заходить через крупный фонд.
Недвижимость тоже лучше покупать обдуманно, так как предложения на рынке сильно отличаются друг от друга и легко попасть на мошенников. Исключением будут только инвестиции в REIT (фонды недвижимости) или ПИФы и специализированные платформы. Там участие самого инвестора минимально, за него все делают профессионалы. Но и здесь нужно как минимум понимать, к кому идти, чтобы не потерять деньги.
Общий совет для всех начинающих инвесторов — не пытайтесь обогнать рынок, это не получается даже у 70% профессионалов. Купите индекс, биржевые фонды, облигации, акции крупных стабильных компаний, жилую или коммерческую недвижимость — офисы, отели, склады. Лучше это делать с профессионалами, а не самостоятельно — шанс на успех будет выше. А уже если захочется испытывать более сложные и прибыльные инструменты, придется погружаться в тему с головой.
И второй важный момент — диверсификация: никогда не инвестировать все свои деньги в одно место. Откройте бизнес, который вам по душе и в котором вы разбираетесь, купите надежных облигаций в разной валюте, инвестируйте в индексы акций разных стран, вкладывайте в недвижимость для получения регулярного дохода и защиты от инфляции, в перспективные стартапы, которым можете принести пользу и которые вам интересны, но делайте это с профессиональными венчурными инвесторами. Такой подход снизит риски и даже если ваш бизнес окажется неуспешным или какой-то стартап обанкротится, другие инвестиции позволят сохранить и приумножить капитал.
Статья опубликована на сайте https://www.sports.ru/tribuna/blogs/simpleestate/3056834.html?prevUrlHash=editDraft#postCreated